Запрет заемного труда (Аутсорсинг) в России

С 01.01.2016 вступает в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает дополнение ТК РФ статьей 56.1 «Запрещение заемного труда». Данная статья устанавливает запрет на заемный труд, определяя его следующим образом: «заемный труд – труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника».

Под запрет будет подпадать большинство форм аутсорсинга в России. Однако для ряда случаев предусмотрены исключения.

Особенности регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются главой 53.1 ТК РФ (глава дополнит ТК РФ по вступлении в силу Закона N 116-ФЗ). Лица, которые смогут пользоваться нормами этой главы, указаны в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно статье 18.1 данного Закона к ним относятся:

I. Частные агентства занятости — юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

*Порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) должен быть установлен Правительством Российской Федерации и должен включать в себя не только порядок приостановления или отзыва аккредитации, ведения реестра аккредитованных агентств, но и такие обязательные требования (п. п. 5, 6 ст. 18.1 Закона о занятости):

  • наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных платежей;
  • наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования и стажа работы в области трудоустройства населения не менее двух лет за последние три года;
  • отсутствие у руководителя агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Обратите внимание! В качестве частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (п. 8 ст. 18.1 Закона о занятости населения).

II. Другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне; юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества; юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Деятельность, которая представляется как исключение из запрета на заемный труд, именуется не заемным трудом, а деятельностью по предоставлению труда работников (персонала). По сути, глава 53.1 ТК РФ предусматривает исключения из запрета, установленного статьей 56.1 ТК РФ. Можно предположить, что ч. 1 ст. 56.1 ТК РФ («заемный труд запрещен») следовало бы изложить в иной редакции. Например, «заемный труд запрещен за исключением случаев, предусмотренных гл. 53.1 настоящего Кодекса».

Из вышеизложенного следует, что большинство работодателей лишатся возможности использовать заемный труд, и по этой причине произойдет сокращение рынка аутсорсинга в России.

За нарушение трудового законодательства Российской Федерации Кодекс административных правонарушений предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа (часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Если нарушение допущено не первый раз, то к должностным лицам применяют штраф (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ) в размере:

  • от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • к индивидуальным предпринимателям — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; к организациям — от 50 тыс. до 70 тыс. руб.

Ранее было возможно административное приостановление деятельности организации или предпринимателя на срок до 90 суток. В соответствии с действующей редакцией КоАП РФ нарушителю грозит предупреждение или административный штраф в указанных размерах.

Определенные возможности у работодателей остаются. Им следует привести свою деятельность и деятельность своих работников в соответствие с законом.

Деятельность может осуществляться, например, по договорам оказания услуг и выполнению работ (договор подряда и др.).

До 01.01.2016, когда запрет вступит в силу, работодатели должны будут изменить юридическое оформление своей деятельности, приведя ее в соответствие с законодательством описанными выше способами. В противном случае нарушители будут подвергаться предупреждениям и административным штрафам в рамках административной ответственности.

Наши услуги

Бухгалтерское обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Регистрация юридических лиц

Регистрация индивидуальных предпринимателей

Ликвидация юридических лиц

Внесение изменений в учредительные документы

Юридическое сопровождение

Дополнительные услуги

Аренда и выкуп помещений

Недвижимость

VK

Яндекс.Метрика